визитная карточка этикет

Визитная карточка: этикет обмена контактами, стиль оформления, разновидности

Из этой статьи вы узнаете, какие виды визитных карточек используются в деловой и светской практике, в чем их отличие и каковы их цели; узнаете, как должна быть оформлена визитная карточка согласно международному стандарту; усвоите правила обмена визитными карточками в деловых и светских ситуациях; ознакомитесь с расшифровкой рукописных аббревиатур на визитных карточках, которые могут применяться в консервативном европейском обществе; поймете, почему «визитка» — некорректное обозначение этого элемента представительского инвентаря.

«Визитка» — просторечная форма обозначения визитной карточки. В сущности это слово означает совершенно другое  — сюртук-визитку — форму мужского светского торжественного костюма в контурах дресс-кода Morning Dress.

Говоря «визитная карточка» мы чаще всего имеем в виду так называемую «business card» или просто «card» (последний термин используется среди комильфотной западной публики и считается корректным). То есть представительскую карточку владельца бизнеса или сотрудника компании — карточку, которая несет информацию делового характера. Использование подобных деловых визитных карточек в сугубо светском контексте нежелательно, несмотря на то, что корни деловой визитной карточки уходят в светскую практику.

Разберем разновидности визитных карточек, предназначенных для множества социальных ситуаций.

Карточка для представительских целей

Карточка, на которой указаны фамилия и имя владельца, возможно, полное название фирмы, но не проставлены координаты для связи — адрес и телефон — служит для знакомства, но не является приглашением к тому, чтобы поддерживать связь.

Стандартная деловая карточка

Карточка, на которой указаны фамилия и имя владельца, место работы, должность, служебный телефон, вебсайт компании и прочие реквизиты для связи является посылом к тому, чтобы продолжить знакомство. На стандартной деловой карточке не указывают домашние контакты. Исключение — деловая карточка представителя творческой профессии, который большую часть времени работает дома и принимает корреспонденцию на домашний почтовый адрес.

Карточка организации

Карточка, представляющая компанию, а не кого-либо из ее сотрудников, будет содержать логотип и название компании, а также реквизиты для связи с номерами телефонов приемной и почтовым адресом. Такая карточка указывает на многочисленность персонала фирмы и может быть использована в качестве приложения к рядовым корпоративным подаркам.

Светская визитная карточка

Карточка, которая содержит фамилию и имя лица, иногда — профессию, почетные и ученые звания, но не подчеркивает его официальный статус, считается карточкой для неофициального представления и общения. Еще одна разновидность таких карточек — совместные карточки супругов или семейные карточки. На них будут указаны фамилии, имена и отчества супругов (при этом имя супруги будет написано первым), домашний телефон и домашний адрес. Такими карточками можно сопровождать подарки личного характера.

Деловые ранги и визитные карточки

  1. Если вы собираетесь продолжить взаимодействие с кем-то в будущем, предложите свою карточку и попросите карточку своего визави взамен.
  2. В ходе спонтанного общения с лицом более высокого ранга инициатива обменяться карточками должна оставаться за последним: пусть визави попросит вашу карточку или вручит вам свою, если сочтет необходимым.
  3. В ходе специально организованной деловой встречи первым свою карточку вручает младший по рангу старшему по рангу, или исполнитель — клиенту.
  4. Если статусы предпринимателей или должности сотрудников равны, то первым карточку вручит младший по возрасту или тот, который находится меньшее время на службе в текущем статусе.
  5. При взаимодействии с иностранными партнерами первым свою карточку вручает предприниматель, принимающий зарубежного коллегу на своей территории.

Вручая свою карточку, содержащую контактную информацию, вы приглашаете человека вступить с вами в контакт, даете ему право связаться с вами по своему усмотрению.

Этикет обмена карточками

  1. Когда вам вручают карточку, не выхватывайте ее, чтобы затем поспешно убрать в карман или сумку. Сделайте паузу, чтобы взглянуть на нее. Можно сделать комплимент на предмет дизайна или завести разговор, используя информацию, которая упомянута на карточке. Затем карточку следует поместить в кейс для карточек, сумку/портфель или ежедневник.
  2. Запрещается мять карточку, играть с ней от нечего делать и делать на ней пометки в присутствии ее владельца, не имеющие  непосредственного отношения к нему. Писать что-либо на внешней стороне карточки крайне неуважительно.
  3. Вручая карточки нескольким людям, предложите каждому карточку по отдельности, а не пачку «на всех». Важно, чтобы ваши действия не были похожи на конвейер: вручение карточек должно быть осмысленным и оправданным взаимным интересом сторон к продолжению взаимодействия.
  4. Деловые карточки не следует вручать за банкетным столом, который,  как известно, не имеет отношения к бизнесу. Если вы хотите, чтобы у сотрапезника остались ваши контакты, предложите свою карточку по завершении застолья в фойе. Если вы предлагаете свою деловую карточку на светском развлекательном мероприятии, не углубляйтесь в обсуждение деловых вопросов — отложите серьезное обсуждение на следующий день.
  5. Карточку следует вручать лицевой стороной по отношению к реципиенту так, чтобы текст можно было прочесть. Принимающему должно быть удобно принять карточку, взяв ее за ближний свободный к нему край.
  6. Получая карточку по почте или курьером, следует ответить собственной карточкой на адрес отправителя в течение 24 часов после ее получения.
  7. При обмене карточками в деловом контексте следует, вручая свою карточку, четко произносить свои имя и фамилию, а принимая карточку, произносить имя и фамилию партнера, чтобы избежать неверного запоминания имен.
  8. Согласно европейской традиции карточки вручают и принимают правой рукой, сохраняя контакт глазами. При обмене карточками принято обмениваться легкими поклонами головы.

В Японии обмен карточками производится обеими руками в сопровождении поклона,— настолько этот предмет делового имиджа требует почтительного отношения. Несмотря на то, что на Западе обмен карточками происходит более расслабленно, японский обычай обмениваться карточками строго формально— обеими руками — становится трендом в США. В Индии и среди представителей исламской культуры особое внимание уделяют тому, чтобы обмен карточками происходил исключительно правой рукой, поскольку левая считается нечистой.

Как должна быть оформлена визитная карточка

  1. Классические размеры сторон визитной карточки — 85 х 55 мм или 90 х 50 мм. Карточки нестандартных размеров могут говорить о креативности своего держателя, но если их габариты превосходят стандарт пластиковых карт, и их будет неудобно вложить в бумажник или кейс для карточек, то нельзя гарантировать сохранность ваших контактов.
  2. Плотность бумаги — от 300 до 400 г. Чем плотнее бумага, тем более представительно выглядит карточка. Бумага может быть мелованой или фактурной с элементами тиснения, содержать водные знаки. Классический оттенок — белый или цвет слоновой кости. Общее желательное впечатление, которое должна производить классическая карточка — элегантная строгость.
  3. Некоторые элементы дизайна — логотип или герб — могут быть исполнены конгревным тиснением — слепым, с фольгой или без фольги. Изучите разновидности дизайна имиджевой канцелярской продукции, чтобы выбрать подходящий стиль.
  4. Основной текст должен быть напечатан контрастными чернилами — черными или темно-синими чернилами, строгим читабельным шрифтом.
  5. Классическая ориентация карточки — горизонтальная. Вертикальная ориентация встречается, и может выглядеть впечатляюще, но она не считается универсальной прежде всего потому что затрудняет просмотр текста, когда карточка помещена в альбом регистрации контактов.
  6. Информация и контакты размещаются на одной стороне, в то время как обратная сторона остается пустой для заметок. Печатать двусторонние карточки с информацией на разных языках — значит проявлять скупость и пренебрежение каноном. Если ваш визави нуждается в карточке на другом языке — проявите уважение, вручив ему интернациональную версию карточки, оборотная сторона которой все же останется пустой.
  7. На карточке не следует печатать изображение лица. Несмотря на то, что это облегчает запоминание того, кому принадлежит карточка, такой стиль оформления носит нелестные коннотации. Дело в том, что в прошлом к печати своего портрета на карточках прибегали женщины легкого поведения, в прямом смысле торговавшие лицом.
  8. Карточка должна содержать информацию о способах связи с вами: почтовый адрес, рабочий телефон (если карточка деловая), мобильный телефон, адрес электронной почты, а иногда и номер вашего ассистента.
  9. На визитной карточке, которая предназначена для отображения квалификации владельца, к имени в качестве префикса может быть добавлена соответствующая профессиональная аббревиатура.
  10. Согласно полиграфическому стандарту деловая визитная карточка предпринимателя или представительского лица компании должна быть оформлена следующим образом:
    Фамилия, имя и отчество должны быть расположено в центре карточки крупным шрифтом.
    Должность печатается под именем шрифтом меньшего кегля.
    Контактная информация — адрес, телефон, факс и электронная почта должны отображаться мелкими буквами в нижнем левом и правом углах карточки или быть растянуты по центру по нижнему краю карточки.
  11. Визитную карточку рядового сотрудника рекомендуется оформлять так:
    В центре располагается логотип компании и название фирмы.
    В нижнем левом углу — фамилия, имя и отчество сотрудника.
    В нижнем правом углу — номера телефона, адрес эл. почты сотрудника.
  12. Если карточка деловая a.k.a. business card — она должна содержать информацию о вашей сфере деятельности и должности. Если карточка светская — в ней достаточно упомянуть имя и личные контакты.
  13. На карточке можно изобразить фамильный герб. В некоторых случаях он может являться синонимом логотипа семейного бизнеса. На карточке госслужащего может быть изображен государственный герб. На карточке представителя коммерческой организации — логотип. Герб и фирменная эмблема (лого) располагается по центру в верхней части карточки и занимает не более 2 х 2 мм.
  14. Карточка должна не обнаруживать признаков износа — пятен, потертостей, заломленных краев, надписей. Специальные кейсы для карточек помогут предотвратить износ, поэтому рекомендуется хранить карточки в них.

Уделите внимание переводу текста, печатая карточки на иностранном языке. Отчество не следует писать полностью — его следует обозначить заглавной буквой с точкой.

Что означают аббревиатуры на визитных карточках

В кругах, чтущих традиции уходящего столетия, могут встретиться рукописные обозначения на визитных карточках. Свое происхождение они черпают во французском языке и означают следующее:

  1. p.r. = pour remercier. Аббревиатура проставляется на карточке в знак выражения благодарности. Ответа реципиента на это зашифрованное послание не требуется.
  2. p.f. = pour feliciter. Аббревиатура означает поздравительный контекст. В ответ на такую карточку следует сделать ответный жест, вручив лично, отправив почтой или курьером карточку с благодарственной аббревиатурой p.r., которая упоминалась выше.
  3. p.f.N.A. = pour feliciter a l’occasiondu Nouvel An, что дословно означает «наилучшие пожелания в Новом году». В ответ на такую карточку следует также ответить карточкой с аббревиатурой p.r.
  4. p.f.c. = pour faire connaissance, то есть «в честь прекрасного знакомства». На карточку с такой аббревиатурой можно не отвечать.
  5. p.f.v. = pour faire visite – такая карточка означает желание отправителя нанести реципиенту визит. Реагировать на эту карточку следует следующим образом: вручить лично, отправить почтой или курьером карточку с надписью p.r. На этой же карточке следует указать дату и время желаемого визита. Оставляя карточку, в которой выражено желание нанести визит, без ответа вы транслируете, что визит нежелателен.
  6. p.c. = pour condoleans – это краткая форма выражения соболезнования. На такую карточку следует отвечать с благодарственной аббревиатурой — p.r.
  7. p.p. = pour presenter, что буквально означает «разрешите представиться заочно». Релевантным ответом на такое послание будет ваша карточка с надписью p.r. c приложенной к ней карточкой посредника, который передавал и представлял карточку лица, инициировавшего заочное представление.
  8. p.p.c. = pour prendre conge пишут в знак прощания, когда осуществить личный визит перед длительным отсутствием или убытием навсегда не представляется возможным. На такое послание допустимо не отвечать.

Другие знаки и рукописные элементы на визитных карточках

  1. Если на деловой карточке перечеркнут логотип фирмы — значит ее следует воспринимать как личную, то есть светскую, не предусматривающую деловой контекст отношений.
  2. Личную подпись и дату не следует проставлять на карточке, если на ней нет других рукописных надписей.
  3. Отправляя в одном конверте несколько карточек разным лицам, объединенных одной организацией, в верхнем углу каждой карточки следует карандашом проставить фамилию лица, которому эта карточка адресована.
  4. Если владелец карточки самостоятельно привез свою карточку по адресу реципиента, но его не застал, то традиционно загибается правый верхний край карточки. Но подобный знак не следует оставлять на карточке, которая отправляется почтой или курьером.

logo

Экспресс-доступ к этой статье
на 24 часа за ₽500!

Оплатить экспресс-доступ

____________

Ваш ключ к инсайдерской информации и безупречной социальной компетентности на один год за ₽5000. Подписывайтесь и следите за обновлениями - количество материалов постоянно растет.

Оплатить доступ на год

Регистрация | Забыли пароль?

← Назад к сайту «AristoTwist.ru»